В исторической части города, напересечении улиц Первомайской и Вокзальной, в череде новостроек, расположенонебольшое трехэтажное здание, занятое ныне многочисленными офисами«Сибнефтебанка». Этот дом имеет богатую историю, а еще недавно имел исовершенно иной облик… Но обо всем по порядку.

В исторической части города, напересечении улиц Первомайской и Вокзальной, в череде новостроек, расположенонебольшое трехэтажное здание, занятое ныне многочисленными офисами«Сибнефтебанка». Этот дом имеет богатую историю, а еще недавно имел исовершенно иной облик… Но обо всем по порядку.

Историческуючасть Тюмени – от железнодорожного вокзала к центру города – пересекает улицаПервомайская, которая, несмотря на все перемены, остается «лицом» первогосибирского города.

Именноэту «городскую магистраль» в 1893 г. – впервые в Тюмени – вымостили камнем, а спустяболее чем полвека – в 1950 г. на ней появился первый в городе асфальт. Однакоулица и по сей день сохранила в себе многие черты старинного сибирского города.Главной ее достопримечательностью являются памятники истории и культуры, своейнеповторимой красотой радующие тюменцев и гостей города. Об одном из такихдомов и идет речь.

Купеческая усадьба

Первоеиз известных свидетельств о каменном двухэтажном доме «на углу Вокзальной иГолицынской» относится к январю 1911 года, когда тюменский купец ВульфИзраилевич Рабинович направил в городскую Управу прошение о разрешении емупостроить в Тюмени каменный двухэтажный дом и многочисленные деревянные постройкидля хозяйственных нужд в его окружении. Деревянные сооружения должен былограждать основательный брандмауэр – кирпичная стена, в случае пожара, препятствовавшаяраспространению огня на другие постройки. Прошение было удовлетворено, а вскореначалось и само строительство особняка, который в памяти нескольких последующихпоколений тюменцев сохранил имя своего знаменитого обладателя.

Созданиеэтого дома имеет и свою предысторию, истоки которой берут свое начало в конце XIX века. В это время рядом с будущим особнякомРабиновича, на пересечении улиц Голицынской и Вокзальной, стоял небольшой,деревянный двухэтажный дом. Он был первым от угла улиц и являлся частью единойусадьбы, принадлежавшей тюменскому домовладельцу – Михаилу СеменовичуЧеховскому. В 1904 г. сын Чеховского за 1000 рублей продал усадьбу акушерке Еси Шаевой-Липкиной. На территорииусадьбы к тому времени уже находились одноэтажный дом, флигель, конюшни,каретник и амбар. Новая хозяйка поселилась во флигеле, а в доме из 5 комнат, скоридором и кухней стал жить квартирант – екатеринбургский мещанин СтепанВенедиктович Веденеев. Исторические документы позволяют предположить, что ЕсяЛипкина приходилась родной сестрой жены Рабиновича – Ривки Липкиной. Вероятнеевсего, это обстоятельство и привело к тому, что уже к 1910 г. владельцемусадьбы становится сам Рабинович.

Когдаименно Вульф Израилевич поселился в Тюмени – неизвестно, однако можно смелоутверждать, что в 1906 году он уже жил в нашем городе. Сведений о его биографиисохранилось мало. Известно лишь, что родился он в 1866 г., и к началу XX века уже был успешным тобольским купцом. 29 сентября1907 г. распоряжением Тобольской казенной палаты Рабинович был «перечислен изтобольских 2 гильдии купцов – в таковые же тюменские», что положило начало егоокончательному обоснованию в городе.

Первыегоды пребывания Вульфа Израилевича в Тюмени отмечены произошедшим с ниминтересным происшествием. В мае 1907 г. купец стал героем заметки из рубрики«Хроника» в газете «Тобол»: «Несостоятельное обвинение. По протоколу полицииобвиняется тобольский купец В.И. Рабиновичъ, в том, что 26 декабря прошлого года он, не смотря на предупрежденияполиции, на катаньях по Царской ул. быстро гонял лошадей. В суд явился толькоодин Рабиновичъ. Он показал, что, во-первых, он не ШмульИзраилевич Рабиновичъ, какзначится в протоколе полиции, а Вольф; во-вторых, не тюменский мещанин, атобольский купец, и что, самое важное, 26 декабря он вовсе и в Тюмени не был,его же служащие действительно в этот день катались на его лошадях. Мировойсудья оправдал Вольфа И. Рабиновичъ. Несостоявшихсясвидетелей по этому делу – околоточных надзирателей Жилинскаго и Ширяева –мировой судья оштрафовал на 20 р. каждаго».

Итак,Рабинович становится тюменским домовладельцем. Вскоре, в 1912 г., заканчиваетсяи строительство его каменного двухэтажного особняка по ул. Голицынской. Впервом этаже нового дома хозяин разместил магазин Товарищества «Рабинович и К».Там продавалась мужская и женская одежда, шляпки и шапки, а также различныедорожные вещи и меха. Второй этаж был жилым. Кроме хозяина, в доме Рабиновичапроживали и квартиранты. Например, в 1912 г. здесь жил мещанин Абрам ДавидовичАльтерман, в 1913 г. – начальник тюменского отделения Пермской железной дороги, ротмистр Николай НиколаевичВолховский. В этом же доме размещалось и жандармское полицейское управлениежелезной дороги.

ДомРабиновича окружали многочисленные соседи. На противоположной стороне ул.Вокзальной находилась одна из тюменских усадеб Торгового Дома «БратьяЗлоказовы». Соседом Рабиновича справа по ул. Вокзальной был жандармскийунтер-офицер Н. А. Пьянков, имевший сразу два дома, в одном из которых он жилсам, а другой – сдавал в аренду. Внутри квартала, «на задах» усадеб Пьянкова иРабиновича находилась недвижимость вдовы Решетниковой.

Советское прошлое

Судьбуособняка Рабиновича, как и многих других домов именитых горожан, круто изменилаОктябрьская революция 1917 года. Через несколько месяцев после нее собственностькупца была оценена в 1647 руб. и национализирована. Однако даже посленационализации, вплоть до своей смерти, Вульф Израилевич продолжал проживать всвоем доме, который, в отличие от многих своих «собратьев», не был переведен всписок нежилых зданий. Скончался Рабинович в Тюмени в конце января 1923 года.После его смерти, в середине 1920-х гг. в городе еще работала «лавкаРабиновича», в которой в то время работал некий Марк Самойлович Фишкин. В двухкомнатах бывшего дома Рабиновича в 1925–1926 гг. проживала семья Григорьева изпяти человек, за проживание которых в городскую казну им ежемесячно вносиласьплата в размере 2 рублей 60 копеек.

В период с 1920 до 1980-х гг. «хозяева» бывшегодома и усадьбы Рабиновича не раз менялись. Так, в 1928 г. усадьба принадлежалаЖилищно-арендному кооперативному товариществу (ЖАКТ), которые стали создаватьсяв стране с 1920-х гг. как объединения граждан для аренды жилых домов у местныхСоветов. В 1937 г., с момента ликвидацииЖАКТов, деревянные постройки усадьбы стали принадлежать городскомукоммунальному хозяйству, а сам каменный особняк годом ранее был переданмаслозаводу. В январе 1961 г. владельцем бывшего дома Рабиновича становится трестстоловых, а впоследствии дом перешел во владение института «ЗапСибБурНИПИ».

Острыйжилищный кризис, разразившийся в стране сразу после окончания Гражданской войны,на несколько лет уберег постройки усадьбы от масштабных перестроек. Проживаниев домах граждан не столь губительно сказывалось на техническом состояниизданий, как использование их в качестве нежилых строений. Некоторое время основнаячасть конструкций и облика усадьбы сохранялись. Сам особняк стал нежилым в 1936г., а деревянные постройки были заняты жильцами вплоть до момента их сноса,который произошел в 1984 году. С этого времени каменный особняк Рабиновича оставалсяединственным сохранившимся зданием, напоминающим о прежнем владельце усадьбы.

Вянваре 1990 г. Постановлением облисполкома бывший дом Рабиновича по ул.Первомайской, 39 был поставлен на охрану как памятник истории и культуры. Особнякпредставляет собой очень характерный и узнаваемый образец тюменской каменнойархитектуры начала 20 века. Автор его проекта – Константин Павлович Чакин,занимавший в это время должность городского архитектора (с 1905 до 1918 гг.),обогатил привычную для Тюмени композицию здания нарядным убранством фасадов, выполненнымв духе неоренессанса. Фасад здания, наряду с украшениями окон второго этажа,придавал особняку весомый объем. Архитектурные формы и детали декора памятникаимеют многочисленные аналоги в историческом центре города – дом Аверкиева поул. Республики, 19, дом Оверштейна по ул. Республики, 28, здание госбанка поул. Ленина, 24б и многие некоторые здания.

Обновление

Заключительныестраницы истории архитектурного памятника – бывшего дома В. И. Рабиновича – вего «родном» облике, относятся к концу 1990-х гг. При вселении в 2000–2001 гг. вздание «Сибнефтебанка», несмотря на охраняемый статус, оно подверглосьмасштабной перестройке: у особняка появился 3 этаж, а рядом выросло новоемасштабное строение. Торгово-финансовый облик обновленной Тюмени поглотил всебя еще один кусочек старинного купеческого города. Однако радует, что зданиене исчезло с карты города, а его прежний облик сохранился не только на фотографияхушедших лет, но и в памяти многих тюменцев.

Артем Скочин, историк, аспирант Тюменского государственного университета (в основу статьи легли исторические материалы, собранные Валерием Чупиным)