Своеобразие облика любого города во многом определяется его архитектурой. Соответственно, важна заслуга тех, кто проектирует здания. Имена тюменских зодчих зачастую остаются неизвестными широкой публике, однако есть одно исключение. В начале XX века городским архитектором был Константин Павлович Чакин. Именно его проекты во многом сформировали особый облик дореволюционной, «старинной» Тюмени. 

Своеобразие облика любого города во многом определяется его архитектурой. Соответственно, важна заслуга тех, кто проектирует здания. Имена тюменских зодчих зачастую остаются неизвестными широкой публике, однако есть одно исключение. В начале XX века городским архитектором был Константин Павлович Чакин. Именно его проекты во многом сформировали особый облик дореволюционной, «старинной» Тюмени.

Становление таланта

Константин Чакин родился в 1875 году в семье пермского мещанина. Об этом периоде его жизни известно мало. В Перми он оканчивает Алексеевское техническое реальное училище, считавшееся в те годы одним из лучших учебных заведений такого уровня в провинциальной России. Чакин получает квалификацию техника-строителя, которая дает ему право проектировать и возводить собственные сооружения.
В 1898 году он прибывает в Тюмень. Будучи чиновником строительного отдела городской Думы, работает над проектом новой больницы, построенной на территории Аптекарского сада по заказу и на средства Андрея Текутьева в 1903–1904 году. В 1905 году Чакина назначают на должность архитектора Тобольской епархии. Он участвует в обследовании Сретенского собора в Ялуторовске. Вполне вероятно, что именно в ходе этого осмотра была выявлена ошибка строителей в закладке фундамента, из-за чего на стенах собора образовались трещины.
В том же 1905 году Чакин получает ответственный пост городского архитектора. Надо сказать, что в Тюмени эта должность появилась в 1870-х годах. До Чакина городскими архитекторами были Иван Ламберт, Дмитрий Лагин, Павел Долгов и другие. Людям, сколько-нибудь знакомым с историей города, после этого перечня станет понятно, что из них лишь имя Чакина стало известным. Причин этому может быть много – и большие объемы строительства в начале XX века, и лучшая обеспеченность документами этого периода, но это также и несомненный профессиональный талант зодчего.

Тюменский модерн

На рубеже XIX – XX веков в архитектуре Российской империи воцаряется новый стиль – модерн. К его характерным чертам относятся богатый декор, отход от прямых линий в пользу плавных форм. Новый стиль распространяется не только в столицах, но и в провинции, в том числе и в уездной Тюмени. В начале XX в. наш город продолжает стремительно развиваться, благодаря близости железной дороги и активной торговле. Некоторые тюменские предприниматели бывают в Москве и Санкт-Петербурге и не хотят отставать от своих столичных коллег. Поэтому новаторские идеи Чакина приходятся ко двору, и он продолжает получать заказы. Считается, что он спроектировал частную школу Колокольникова (ныне – улица Луначарского, 14), дома купцов Шайчика (улица Ленина, 47) и Брюханова (улица Республики, 42). Проектирует Чакин и здания за пределами Тюмени – школу в селе Борки, железнодорожный вокзал в Новой Заимке, типографию купцов Двойниковых в Ишиме и другие.

Долгие годы сотрудничества связывают Чакина с Андреем Текутьевым, занимавшим тогда должность городского головы. Есть мнение, что именно благодаря его покровительству Чакин получает должность городского архитектора, а также ряд выгодных заказов и в конечном счете – почет и уважение тюменского общества. Свидетельством заслуг зодчего явилось его избрание гласным городской Думы в течение двух сроков. Здесь он проявляет себя на поприще администратора, будучи попечителем санитарного надзора и членом городского присутствия по квартирному налогу. В конечном счете, город от сотрудничества Текутьева и Чакина только выиграл, свидетельством чему являются дома, построенные в Тюмени в начале XX века. Один из них строится в 1911–1914 годах Чакиным для себя – по улице Подаруевской (ныне – Семакова), 4.

От «музыкальной гостиной» к консульству Украины

Это здание, по мнению тюменского архитектора Александра Клименко, представляет скорее пример эклектики, нежели чистого модерна. И для этого есть несколько оснований. Округлость одного из углов здания соседствует с широкой лоджией, сделанной в виде трехчастной аркады на двух сдвоенных колоннах. Фасад дома украшен лепниной – музыкальная лира (подобными лирами украшена металлическая решетка лоджии) по центру и две львиные головы по бокам. Возможно последняя деталь – уже идея реставраторов, которой не было в изначальном проекте, но смотрятся они весьма гармонично. Таким образом, в отделке этого здания мы видим смешение неоклассики и модерна. Музыкальные украшения в доме Чакиных неслучайны. Хозяева были большими почитателями искусств, людьми интеллигентными и гостеприимными. Немалую известность среди определенных кругов горожан получают устраиваемые ими дома музыкальные вечера.

После прихода большевиков к власти в Тюмени, этим светским раутам в доме Чакина приходит конец. В условиях острого жилищного кризиса городские власти осуществляют выселение в первую очередь владельцев многокомнатных особняков в пользу трудящихся, зачастую вообще не имеющих собственного жилья. Трудовые заслуги «уплотняемых» в подобных случаях учитывались далеко не всегда. Да и Чакин, как явный представитель «имущих» слоев, вряд ли мог рассчитывать на снисхождение властей и, чтобы избежать возможных репрессий, добровольно передает свой дом в городскую собственность.

С советского времени и до 1997 года в доме располагается городской противотуберкулезный диспансер. В 1990-х годах он реставрируется по проекту Григория Дубоноса. Дом Чакина начинают обступать со всех сторон кирпичные новостройки «повышенной комфортности». Однако на их фоне памятник истории и культуры не теряется, и выглядит оригинальнее своих молодых соседей. Уже в 2000-е годы, в дом Чакина переезжает консульство Украины. Здание украшается желто-синим флагом, отчего становится еще более заметным. В 2012 году консульство переезжает в Екатеринбург, однако дому Чакина вряд ли придется долго пустовать – в феврале 2013 года депутаты тюменской городской думы одобрили передачу этого объекта в федеральную собственность для размещения областного шахматного центра им. Карпова.

Судьба архитектора

Судьба же самого Чакина складывается не самым лучшим образом. Архитектор, получивший признание в царское время, в советской Тюмени работает на технических должностях в отделе коммунального хозяйства. После выселения он живет в одноэтажном деревянном особняке по ул. Кирова, 54. Есть примеры известных до революции архитекторов, которые продолжают творить и воплощать свои идеи и при большевиках – такие как новатор высотного строительства Вячеслав Олтаржевский, теоретик и практик «пролетарской классики» Иван Фомин, земляк Чакина и один из основателей Союза Архитекторов СССР Григорий Бархин. Однако, как правило, это люди, работавшие в столице и иногда лично знакомые с видными партийными функционерами. В провинции же талантливые архитекторы оказываются не востребованными. Например, в Тюмени до конца 1920-х годов новые здания практически не возводятся. Материальные и технические средства города направляются преимущественно на восстановление того, что за годы гражданской войны пришло в состояние разрухи. На непричастность Чакина к деяниям новой власти повлияло, очевидно, и его нежелание менять собственные взгляды и убеждения.

Современница, лично знакомая с семьей Чакина, так описывает обстановку, в которой они жили в годы Великой Отечественной войны: «Вспоминаются большая библиотека из старинных книг, коллекция открыток с видами Тюмени начала века и других, религиозного содержания, огромное зеркало-трюмо, буфет красного дерева, венские стулья, китайский и немецкий фарфор». Во всем видны признаки интеллигентности, стремление сохранить прежний уклад жизни. Не забрасывают хозяева и свои прежние увлечения. Уже позднее, после войны они посещают театр и даже устраивают музыкальные вечера. К сожалению, возможности заниматься проектированием и возведением новых зданий Чакину уже не представилось. В 1958 году бывший городской архитектор Тюмени скончался.

Начиная с 2000-х годов имя Константина Чакина усилиями тюменских архитекторов, краеведов и журналистов начинает выходить из забвения. Однако память о зодчем до сих пор не увековечена, хотя для нашего города он сделал немало, и мы ежедневно можем наблюдать плоды его труда. В 2012-м году тюменской общественности был представлен своеобразный проект памятника Чакину на месте его могилы на Текутьевском кладбище. Но даже если он не будет воплощен в жизнь, о выдающемся архитекторе нам напомнят его здания.
Анатолий Сухарев, историк, аспирант Тюменского государственного университета