Романтизм и реализмРасул Гамзатов. Из записной книжки. «В Литературном институте на экзамене одного аварца спросили: какая разница между реализмом и романтизмом? Книг на эту тему аварец, должно быть, не читал, а отвечать было надо. Он подумал и так ответил профессору:— Реализм — это когда орлом мы называем орла, а романтизм — это когда орлом называем петуха.Профессор рассмеялся и поставил моему земляку зачет».

Конечно, в кавказской богатой традиции притч есть, наверное, не один и не два скрытых смыслов и подтекстов. Вовсе не литературных даже. Например, кажется, что не каждого борзого и горячего забияку можно считать геройским парнем. Моё же внимание именно классификация привлекла. Образность такая для характеристики стиля письма или изложения. Есть еще, мне кажется, промежуточное звено: реалистичный романтизм или романтичный реализм – это когда петуха называют птицей. Формально совершенно правильно. Фактически же не знаю никого, у кого бы при произнесении слова «птица» в воображении возник бы образ петуха (или пингвина, к примеру). Зато мне пришло на ум, что с помощью этих образов можно было бы иллюстрировать понятия оптимизма и пессимизма. Вот, например, термин птица, применительно к петуху – это оптимизм реалиста и пессимизм романтика. А теперь традиционный (не откажу себе, конечно) и несколько отвлечённый вопрос для самопроверки: если, например, назвать временно исполняющего обязанности гаранта конституции Президентом – это будет какой стиль?Теперь, когда методология доподлинно установлена, любопытно было бы выяснить, которые из публицистов, кто пишет на тему «профессии риэлтор» (хотя бы в рамках одноимённого конкурса под эгидой компании «Партнёр-Инвест»), реалист, а кто романтик? Затем посмотреть на их оценки, кто и какие указывает достижения и недостатки. «Золотой серединой», по-видимому, будут отрицательные стороны, признаваемые даже романтиком, в сочетании с достоинствами, не оспариваемыми и реалистами. Вот, к примеру, заметка корреспондента портала 72doma.ru Инны Воробей от 30 августа 2010 года «Тюменские риелторы – профессионалы на четверть» или интервью журналистов газеты «Недвижимость и Строительство для всех» с директором регионального агентства ЭТАЖИ Ильдаром Хусаиновым от 27.09.2010 «Будущее риэлторства прекрасно. Но не для всех…». Кстати, хотелось бы полюбопытствовать, отчего эти материалы не заявлены в конкурсе? Казалось бы, вот самое то, в тему и прямо соответствует требуемым целям. Ан, нет, авторы словно стесняются чего, что выглядит немного сомнительно. Или «забыли» просто о собственных шедеврах сразу, как вышло в печати, что также вызывает некоторые вопросы. Прошу меня извинить, если все совсем не так, я, правда, не знаю. Просто их намеренно здесь указываю, потому что в своём блоге на tumix.ru иронизировал по поводу и первой и вторых. Очень надеюсь, что скабрезные ухмылки одного охальника не влияют на собственное мнение авторов. Но, возможно, влияют комментарии многих других, сопровождающие чуть ли не каждую подобную публикацию? Когда не хочется обрекать себя лично на неизбежный вал критических высказываний, связывать лично себя с позицией, на самом деле не вполне разделяемой. Иначе чем объяснить отсутствие энтузиазма пишущей братии, которая в обычных условиях хватается чуть не за любой информационный повод? Названные материалы здесь разбирать не стану, потому что и комментировал активно, и в блоге прозрачно намекнул на собственное отношение. Лишь укажу, что сам читаю статьи, постоянно проверяясь на непротиворечивость высказываемой точки зрения самой себе и на соответствие ее реальности и действительности. Как образец, хочу привести стоящие в соседних абзацах одного текста месседжи, что «Риелтор – это профессионал в области продаж, маркетинга, аналитики, юриспруденции, это дипломат и адвокат, психолог» и «При этом в агентствах отдают предпочтения тем, у кого опыт в данной сфере отсутствует или минимален». Не подтверждая покуда, но и не опровергая сказанное, задаёшься сначала вопросом, не противоречит ли одно другому? Вывод коробит. Не будем пока судить строго. Сегодня чувствую себя добрым и настроенным на лирический лад. По-житейски всех можно понять. Журналисты зависят от процветания собственных изданий, благополучие которых зиждется на рекламных бюджетах тех же риэлторов. Менеджеры среднего звена агентств недвижимости не могут противоречить собственным директорам. А что говорят директора? «Риэлтор сегодня – суперпрофессия. Современный риэлтор – прекрасный математик, прекрасный «хакер» в положительном смысле слова, который с помощью Интернета может все. Он хорошо знает юриспруденцию, Гражданский кодекс, законодательную и правоприменительную практику». Почему же я этого не наблюдаю? Отчего вообще никто не видит этого? Зачем так тщательно скрывать от потребителей такие достоинства, какой злой гений решил, что любоваться подобным специалистом может исключительно директор агентства? Ведь сам он их видимо постоянно встречает, не обманывает же публично читателей, в самом-то деле!?Вот тут мы возвращаемся к «стилю жизни», мировосприятию, ментальному характеру индивида. И одного записного «романтика», похоже, только что доподлинно вычислили.
Зачем мы пишем


Максим Горький. Статья «Как я учился писать»


Основными «течениями» или направлениями в литературе считаются два: романтизм и реализм. Реализмом именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни. Формул романтизма дано несколько, но точной, совершенно исчерпывающей формулы, с которой согласились бы все историки литературы, пока еще нет, она не выработана. В романтизме необходимо различать тоже два, резко различных направления: пассивный романтизм,— он пытается или примирить человека с действительностью, прикрашивая ее, или же отвлечь от действительности к бесплодному углублению в свой внутренний мир, к мыслям о «роковых загадках жизни», о любви, о смерти,— к загадкам, которые не разрешимы путем «умозрения», созерцания, а могут быть разрешены только наукой. Активный романтизм стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее.Взаимное отношение реализма и романтизма будет для вас, товарищи, яснее, если вы остановите внимание ваше на вопросе: «Почему возникает желание писать?» На этот вопрос есть два ответа, один из них дает моя корреспондентка, дочь рабочего, девушка пятнадцати лет. Она говорит в письме своем: Мне 15 лет, но в такой ранней молодости во мне появился писательский талант, причиной которого послужила томительно бедная жизнь. Было бы, конечно, правильней, если бы она сказала не «писательский талант», а — желание писать, для того, чтобы украсить своей «выдумкой», обогатить ею «томительно бедную жизнь». Тут возникает вопрос: о чем же можно писать, живя «бедной жизнью»? На него отвечают народности Поволжья, Приуралья, Сибири. Многие из них еще вчера не имели письменности, но уже за десятки веков до наших дней они обогащали и украшали свою «томительно бедную жизнь» в глухих лесах, на болотах, в пустынных степях Востока и тундрах Севера песнями, сказками, легендами о героях, вымыслами о богах; вымыслы эти именуются «религиозным творчеством», но в существе своем они тоже художественное творчество.Другой корреспондент мой, семнадцати лет, рабочий, кричит мне: «У меня так много впечатлений, что не писать я не могу». В этом случае стремление писать объясняется уже не «бедностью» жизни, а богатством ее, перегруженностью впечатлений, внутренним позывом рассказать о них. Подавляющее большинство моих молодых корреспондентов хотят писать именно потому, что они богаты впечатлениями бытия, «не могут молчать» о том, что они видели, испытали. Из них выработается, вероятно, немало «реалистов», но я думаю, что в их реализме будут и некоторые признаки романтизма, который неизбежен и законен в эпоху здорового духовного подъема, а мы переживаем именно такой подъем.Итак, на вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня «томительно бедной жизни» и потому, что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог». Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную» жизнь такие вымыслы, «выдумки», как «Сказка о соколе и уже», «Легенда о горящем сердце», «Буревестник», а по силе второй причины я стал писать рассказы «реалистического» характера — «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы», «Озорник».Прошу прощения у Горького за то, что он пишет за меня статью. Но сам лучше написать бы не смог, чтобы подвести к постановке важнейшего, на мой взгляд, вопроса: Зачем журналисты пишут о риэлторах? Для чего это делают, что хотят достичь или свершить? Почему так, а не иначе, каким образом формируется внутренняя оценка событий и лиц? Отчего вообще об этом пишут, что именно вызывает интерес или хотя бы любопытство? Отвечать на них не собираюсь, у каждого будет свой собственный ответ. Мне важнее их правильно поставить. Потому что глупых вопросов не бывает, а ответов сколько угодно. Но бывают не правильно поставленные вопросы, на которые любой ответ будет глупостью.Так вот, если мнение корифея принимать за доказательство, одним из возможных способов, некой теоремы, то оно будет гласить: «Романтизм, с его «легендами о героях», при всех нюансах, все же от нестерпимого томления скудности фактической жизни; а реализм, с его «неприкрашенным изображением людей и условий», описанием собственных впечатлений от того, «что видели и испытали» - наоборот, от её богатства, переполняющего желания рассказать». Если допустить, что эта теорема доказана, тогда, должно бы сразу понятнее стать, отчего на одни темы журналисты откликаются волной, сравнимой с морским цунами, а на некоторые другие вовсе нет.Возвращаясь к журналистскому конкурсу «Партнёр-Инвест» не могу не привести прямо в тексте его официальные цели: Популяризация профессии «риэлтор» в глазах широкой общественности, подтверждение ее социальной значимости. Обоснование роли риэлторского сообщества на профессиональном рынке недвижимости, демонстрация цивилизованного развития и становления профессии, которое происходило в регионе с помощью Некоммерческого партнерства «Объединение риэлторов Тюменской области».
Актуальность, востребованность, значимость профессии «риэлтор» – это то, о чем сегодня необходимо говорить представителям СМИ со страниц своих изданий. Каждый раз, перечитывая это «техническое задание», этот запрос на журналистскую работу, заявку публицисту на выражение его «объективного» мнения я внутренне матерюсь. Простите меня, пожалуйста, но не похоже ли это на явный коммерческий подкуп за заранее определённую оценку, формирование заведомо тенденциозного подхода, а предложение конкурсных призов, как обещание фактической платы за похвалу? Исходя из формулировок целей – только и исключительно за похвалу. За необоснованную похвалу, во всяком случае, до тех пор, пока не появился неумолимый факт, что, де, - да, точно, вот на это вот Бог посмотрит и увидит, что это хорошо, а цветы и слёзы благодарной общественности вполне заслужены. К моменту окончания конкурса набралось на сайте 72box.ru всего дюжина статей. Это за восемь месяцев (в среднем одна в две декады) – пятикратно меньше, чем я один (не журналист) пишу статей. А ведь настолько скудный результат как раз и есть самое красноречивое доказательство того, насколько же конкурс оказался востребован в такой вот постановке вопроса! Теперь его продлили. Неизвестно кто, непонятно, надолго ли. Просто стало известно, что некие «организаторы» сильно не удовлетворены и несколько озадачены этим закономерным результатом. Полагаю, Горького с Гамзатовым им раньше прочесть просто не довелось. Считаю, теперь этот маленький пробел ликвидирован. Хочется надеяться, что удастся переубедить этих самых «неких». Логика в анекдоте про то почему кошке отрубали хвост постепенно, по частям, несомненна. Она просто извращенная. И из-за этого нас и смешит своим чёрным юмором. Продление конкурса, без всякого сомнения, тоже имеет логику организаторов. Но лично я, в силу своего имиджа критикана, и особенно по причине вредного характера (про гражданскую позицию по-партизански умолчу, об идеологической комсомольский билет говорить не велит, а что элементарно денег хочу, тоже не ляпну) просто вынужден присоединится к протесту Анастасии Мироновой и спросить: «Ориентировочно сколько лет, уважаемые, вы намерены еще упорствовать в собственных заблуждениях и пытаться дальше мучить журналистов?»


Юрий Зиненко, директор ООО «Экономика и управление»