Мы хотели открыть в газете рубрику «Забытая Тюмень» и рассказать в ней о зданиях, ныне давно забытых и лежащих в развалинах, хотя когда-то, быть может, составлявших гордость местной архитектуры.


Для многих поколений тюменцев – уже по большей части давно ушедших в прошлое – они были средоточием жизни и непременной частью городского пейзажа. Страницы истории Тюмени писались в их стенах, а ныне останки этих стен сами стали страницами для поклонников граффити.
Но первый блин рубрики оказался комом – среди руин мы нашли то, что найти никак не ожидали. Живую легенду.
Начать рубрику мы решили с района старой станции «Пристань Тура» – группы зданий рубежа XIX-XX веков, что тянутся по берегу Туры вдоль Пристанской улицы, от моста у ДК «Нефтяник» в сторону моста по Профсоюзной. Когда в 1885 году в Тюмень проложили железную дорогу от Екатеринбурга, то именно здесь она обрывалась, а грузы и пассажиры продолжали с местной пристани путь в Тобольск и другие сибирские города по воде. Сюда же прибывали пароходы с китайским чаем, на котором делали состояния тюменские купцы.
Пристань не сохранилась, но сохранились старая водокачка и кирпичные пакгаузы – спуститься к ним, как и более века назад, можно по Масловскому взвозу, который бежит к Туре от ул. 25 Октября, бывшей Ильинской. Если пройтись чуть дальше по берегу в сторону моста по Профсоюзной, то вскоре натыкаетесь на рельсы, а следом и на деревянное здание самой железнодорожной станции Тура – ул. Пристанская, дом 13.
Но сейчас по берегу там особо не погуляешь, он забит строительной техникой и кучами песка: идут бесконечные работы по созданию набережной Туры. Между кучами песка и техникой резвятся оравы щенков, составляющих местную фауну. Щенки миролюбивы и готовы подолгу позировать перед камерой.
Проще всего добраться до станции другим путем: спуститься по деревянным сходам с самой улицы Пристанской, от дома № 14 – бывшей гостиницы Ковальского, где, если верить мемориальной доске, в 1887 году гостил изобретатель радио Александр Попов. На здании станции есть аналогичная табличка, что в нем в 1899 году останавливался Дмитрий Менделеев. Станция повидала и много других примечательных персон: от ссыльных борцов за светлое будущее – кто-то из них вернулся назад, кто-то нет, – до семьи последнего российского императора.
В путеводителях по Тюмени обычно указывается, что станция «Пристань Тура», или просто «Тура», давно заброшена, рельсы ее разобраны, и сохранилось лишь само здание. И мы так же думали, пока туда не пришли.
Внешний заброшенный вид окрестностей оказался обманчив, станция действует, как ни в чем не бывало – с того самого 1885 года! Пережила и царей, и Февральскую республику, и вождей мирового пролетариата. И сама неплохо сохранилась. Только уже давно там не встретишь пассажиров – водный путь, к которому она открывает дорогу, теперь используют лишь для грузов.
Станция Тура по-прежнему обслуживает тюменский порт и судостроительный завод. При этом по-прежнему, как в XIX веке, ее помещение топится углем. Из достижений цивилизации – радиостанция. Изобретатель Попов был бы, наверное, рад этому факту.
По-прежнему в здании гордо пребывает начальник станции. Уже больше двадцати лет это Сергей Васильевич Васильев. Работает он на этом посту с 1988 года, с советских еще времен. Он пояснил, что сейчас станция принимает один состав днем, и один – ночью. В среднем 47 вагонов в сутки. Месячная наработка – 1,5 млн руб. Кроме судостроительного завода и порта, через станцию Тура идут грузы ООО «Тоникс», поставщика продовольственных товаров, и ЗАО «Копилэнд», поставщика бумаги и офисной техники.
Железнодорожная ветка от станции Тура бежит вдоль реки через Лесобазу до Антипино и далее к станции Войновка, где вливается в Транссибирскую магистраль.
Своей полной жизнью станция заживет летом, когда начнется навигация. Тогда здесь будут большие выгрузки по перевалке с вагона на воду и с воды на вагон. Пойдут грузы на север и с севера. Судостроительный завод помимо прочего будет отправлять оборудование для освоения Урала.
А здание станции готово стоять века – строили на совесть.
Рустам Фахретдинов