Три проблемы тюменских памятников

В конце июля в областной столице был установлен памятник Ивану Федюнинскому, советскому полководцу. Скульптуру установили рядом со школой, названной в его же честь, неподалеку от пруда Южного. Здесь же отреставрировали территорию — установили скамейки и положили брусчатку.

Памятник советскому военачальнику получился в лучших традициях советской эпохи — величественный взгляд, атлетическое телосложение и обязательно развевающийся плащ. Иван Федюнинский здесь — герой, глыба, атлант, настоящий советский гражданин. А ведь государства, которое нуждалось в таких монументах, нет уже 26 лет, и, казалось бы, мода на подобное должна пройти. Однако даже новые тюменские арт-объекты больше похожи на советские, они не соответствуют тенденциям современной скульптуры. И это происходит по нескольким причинам.

Массовость

Одна из них — избыток скульптуры. Некоторые тюменцы замечают, что в городе слишком много памятников дворникам, почтальонам, полицейским. Этот факт подтверждают и в департаменте культуры администрации города: примерно раз в месяц собирается комиссия, чтобы выбрать место для очередной памятной доски или монумента.

Однако сами скульпторы с «массовостью» не согласны. Городу еще далеко до того состояния, когда стоит переживать по поводу захламленности.

Горожанин с одной улицы перешел на другую — памятника нет, потом дальше — тоже нет. Обилие памятников в городе — это чисто мифическое. Памятник, а точнее скульптурная композиция, возникает на определенную тему, и она бывает посвящена чему-то хорошему. Максимум положительных тем о жизни людей должно быть отражено в каких-то объемах. «Загущенность» — это когда идешь и на каждом углу памятники; у нас такого нет», — отмечает тюменский скульптор Сергей Фефелов. Поэтому, по мнению скульптура, проблема скорее надуманная, чем реальная.

Предложить установить памятник достаточно легко. Это может сделать любой тюменец или инициативная группа граждан. Так, если речь идет об увековечивании памяти исторического лица или события, стоит обращаться в департамент культуры администрации города. Однако только идеи не принимаются. От горожан ждут уже разработанную концепцию с объяснением, почему город должен установить памятник конкретному лицу или событию. Должен быть прикреплен предварительный эскиз (уже разработанный скульптором), прописано, кто будет заниматься разработкой композиции, и указана стоимость. Все финансовые затраты по созданию и установке ложатся на инициаторов, город не даст ни копейки.

Предложения горожан рассматриваются на специальной комиссии, в которую входят представители администрации города и почетные граждане. Они проверяют, насколько монумент городу необходим, а также утверждают концепцию и внешний вид. Во время заседания комиссия коррективы если и вносятся, то небольшие. Так, после очередной правки у Ивана Федюнинского значительно уменьшили развевающийся плащ. Почти всегда то, каким будет памятник, решает сам скульптор, которому сделали заказ. Комиссия департамента в художественную реализацию сильно не вмешивается.

Если же речь идет об установке памятника по любой другой тематике (например, приурочить монумент ко дню образования округа или района), можно обратиться и в управу округа. За стиль здесь также отвечает изготовитель. В управе Ленинского административного округа пояснили, что любой арт-объект или памятник устанавливается только после публичного обсуждения. Именно общественность решает, какой монумент или памятник будет установлен, а также каким он будет. Например, только после всеобщего обсуждения на Лесобазе установили арт-объект «Лесобаза — кузница хороших людей».

Красота

Профессиональные тюменские скульпторы дарят городу скульптурные композиции, которые сделаны в лучших традициях прошлой эпохи. Чаще всего они посвящены победам и народу времен Великой отечественной войны, людям советского государства. Если речь идет о современной истории, то обязательно — гражданину, служащему, военному. Для всего остального (семьи, любви, счастья) у нас есть временные арт-объекты.

Появляются в Тюмени и памятники, посвященные рабочим профессиям, зачастую они делаются по заказу определенного учреждения или компании. Есть в Тюмени интересный памятник, посвященный социальному работнику. Его автором выступил скульптор-самоучка, поэтому говорить о его художественной ценности сложно. Одни горожане относятся к нему с непониманием, а коллеги-скульпторы, наоборот, говорят о серьезной авторской задумке.

Почему у нас добрая идея не может быть выражена таким образом? Где-то даже, может быть, эта идея выглядит и трогательно. Вероятно, если бы люди выглядели «правильно» таких чувств они бы не вызывали. Он имеет право быть, ничего страшного», — поделился мнением Сергей Фефелов.

Но и новые памятники, которые никак не связаны ни с советским прошлым, ни с военной тематикой, выглядят у нас строго и сдержанно. Трогательная и самая нежная тема материнства («Памятник маме», автор Петр Старченко) воплощена несколько грубо. Девушка со строгим взглядом, в неподвижной позе, слишком обезличена и без эмоций и сама эмоций не вызывает. Достаточно поискать памятники маме, установленные в мире, чтобы понять, чего не хватает нашим скульптурам.

Можно ли тюменцам ждать, что в будущем появятся скульптуры, не связанные с прославлением исторического прошлого, а посвященные идеям, которые содержат в себе новый взгляд? Например, такие, как памятник Влюбленным, установленный в Грузии, или скульптуры строителям небоскребов в США? Вероятно, стоит, ведь скульпторы и художники в нашем городе есть.

Авторы

Изготовлением памятников в Тюмени занимаются не только местные художники, но и скульпторы из других городов. Так, около 19 скульптур и скульптурных композиций, которые установлены в областной столице, были сделаны Сергеем Тетлиновым, художником из Екатеринбурга. В числе его работ фонтан на площади перед ЦУМом, памятник Железнодорожникам фронта и тыла, барельеф «Тюмень — победителям» и др. Последняя его работа — штурвал и швабра на Мосту влюбленных, который вместе с арт-объектом подарил городу и новую традицию.

Памятник Ивану Федюнинскому был также разработан и создан мастерами не из Тюмени, а Екатеринбурга. По просьбе городского совета Ветеранов и депутата городской думы Игоря Ракши им занимались братья Бородины. Именно к ним обратились и тюменские общественники при создании памятника морским пехотинцам (сейчас идет сбор мнения горожан по установке памятника на территории зоны отдыха Заречных микрорайонов). После того, как эскиз из пластилина был разработан, работать дальше с екатеринбуржцами тюменцы отказались — слишком дорого. За изготовление памятника скульпторы просили круглую сумму, в то время как тюменская мастерская предлагает в два раза меньше. За помощью к местным художникам общественники не обратились сразу просто потому, что не знали, что в городе есть те, кто может им помочь.

Считать, что все работы выполнены только екатеринбуржскими мастерами, не стоит. Так, в городе есть и свои знаменитые скульпторы, например Сергей Фефелов. Он выступил соавтором таких работ, как «Памятник дорожникам», «Памятник погибшим милиционерам», скульптурной композиции «Танцующая пара».

К нам обращаются и хорошо, что обращаются. Екатеринбург все делает из цветного металла — медь, бронза, это все очень дорого. Мы же здесь делаем из синтетических материалов, износостойких, на определенных основах, и у нас работы, конечно, дешевле, чем работы из Екатеринбурга», — отмечает скульптор.

Много в городе и арт-объектов, авторами которых выступают не профессиональные скульпторы или даже любители, а организации. Например, на площади Борцов Революции установлен фонтан-памятник Тюменской области. Автором выступила компания «Камины Бассейны Сауны». А на бульваре Шаимском установлено кольцо Соломона, которое придумала компания «Туран».

Кажется, что каждый новый памятник, установленный в областном центре, — это попытка заинтересовать тюменцев, заставить их посещать определенное место, фотографироваться. Но новым точкам притяжения часто не хватает идеи, смелости и творчества. В Тюмени есть свои скульпторы, есть художники из других городов, есть и компании, готовые оплатить установку, и администрация, готовая все это согласовать. Почему тогда нет действительно уникальных композиций, которые бы стали местом «паломничества» не только тюменцев, но и гостей из других стран?